Культура на Земле формировалась двумя видами миропознания:
– экзотерическим, основанным на очевидном, т. е. на реалиях мира Земного – плотного;
– эзотерическим, ориентированным на сокровенное, т. е. на реалии мира Надземного – Тонкого и Огненного.
Эзотерическое знание можно назвать Тайноведением, потому что его кредо: «Мир держится на Тайне». Именно Тайна гарантирует сохранность Мира, ибо в нем действуют силы как созидательные, так и разрушительные.
Эзотерическое знание можно назвать Учением Света. Главное обоснование – наличие Света, обеспечивающего гармонию Вселенной, и Тьмы – оплота Хаоса.
В отличие от экзотеризма, культивирующего знание как панацею от всех бед, эзотеризм утверждает, что знание – обоюдоострое оружие. В руках Света оно – сияние Божественной Истины; в руках Тьмы – адское пламя преисподней.
Чтобы знание принадлежало достойным, в древности производился испытательный отбор в форме мистериальных посвящений. Посвященными становились высоконравственные, с дисциплинированной волей, духовно целеустремленные кандидаты.
Все великие Учителя человечества, Учения которых стали мировыми религиями или значительно повлияли на эволюцию сознания, были светочами Тайноведения, но в замутненном переложении эпигонов буква, принявшая экзотерическое начертание, вытеснила эзотерический дух вдохновенных Откровений.
Откровения Учителей человечества, по причине необходимости сбережения Тайны, были избранно доступными, что достигалось сочетанием общепонятной речи с языком символов, эмблем, чисел, аллегорий, ассоциаций, парадоксальных афоризмов, притч. Не случайно ни Будда, ни Пифагор, ни Христос не оставили письменных трудов, которыми могли бы злоупотребить профаны и служители тьмы.
История Учения Света на Земле была драматичной. Подъем Тайноведения в древности сменился борьбой догматизированного христианства с Античным Тайноведением в Средние века и упадком эзотеризма, отрицаемого рационалистическим мышлением совместно с позитивистской наукой.
Когда в XIX веке вульгарный материализм готов был праздновать победу над, казалось бы, утратившим былую славу Тайноведением, Блаватская грудью встала на защиту истинного эзотеризма и отстояла приоритет мудрости Древних.
В XX веке земное человечество вступило в критическую фазу, грозящую самому существованию жизни на планете. Время требовало появления такого духовного лидера, который мог бы объединить все сознания, ищущие выхода из тупика бесперспективной и самоубийственной цивилизации – чудовищного порождения аморального и гипертрофированного интеллекта.
Таким духовным лидером для людей доброй воли стал величайший русский художник и мыслитель XX века Николай Константинович Рерих. Созидательная деятельность его неразрывно связана с необыкновенной сужденной спутницей жизни – Еленой Ивановной Рерих – «Матерью Агни Йоги», под руководством Верховного Махатмы написавшей и обнародовавшей серию книг «Живая Этика» («Агни Йога»).
Началом серии «Живая Этика» принято считать книгу «Листы Сада М.» (1924 г.), но по существу и хронологически первая книга Третьего Завета – сборник стихотворных притч Н.К.Рериха «Цветы Мории» (1921 г.), до сего дня недопонятый и недооцененный. Даже по формальным признакам (графика и ритмика фраз) «Листы Сада М.» близки к «Цветам Мории» и – в отдельных фрагментах – скорее поэзия, чем проза.
Книги «Цветы Мории» и «Листы Сада М.» – духовные близнецы, объединенные свидетельством исключительно редкого непосредственного Общения с Высочайшим Учителем. (Единственный достоверный аналог в прошлом – идентичный Контакт Блаватской.) Смысл названий книг тождественен: «Цветы М.» – людские ауры, заботливо выращиваемые в «Саде М.» Великими Учителями Шамбалы.
В творчестве Рерихов гармонично сочетаются эзотерическая философия, поэтическая образность и числовые закономерности. Известно, что число «7» – одно из наиболее значительных Священных чисел. Посмотрим, как оно выявляется. Например, в книге «Озарение», где Учитель М. свидетельствует о себе:
«Когда капля дождя стучится в окно –
это Мой знак!
Когда птица трепещет –
это Мой знак!
Когда листья несутся вихрем –
это Мой знак!
Когда лед растопляет Солнце –
это Мой знак!
Когда волны смывают душевную скорбь –
это Мой знак!
Когда крыло озарения коснется смятеной души –
это Мой знак!
Считайте ступени, когда идете ко Храму, ибо каждая седьмая ступень несет Мой знак!» («Озарение» 1, IX, 2)
Совершенное совпадение формы и содержания! Именно тогда, когда седьмой раз говорится о Знаке Учителя, Указывается, что седьмая ступень несет Знак Великого Владыки.
И далее:
«Луч Мой – дыхание ваше.
Рука Моя – знамя ваше.
Щит Мой – гордость ваша.
Дом Мой – прибежище ваше.
Гора Моя – чудо ваше.
Желание Мое – закон ваш.
Появление Мое – счастье ваше.»
Опять же семиступенчатое утверждение Благого проявления Учителя.
Уникальной близостью Блаватской и Рерихов к Высочайшему Учителю объясняется небывалая значимость информации, полученной ими от Него. Особенно актуально-насущной и безотлагательно-действенной является информация, переданная Рерихами, как относящаяся к нашему времени – переломным годам перехода от Кали юги к Сатья юге, от эры тьмы к эре Света.
Тайноведение Тота (Гермеса Трисмегиста), от которого произошло название герметического (скрытого) знания, и тайноведение последующих мыслителей-эзотериков вплоть до Блаватской и Рерихов – одно и то же Тайноведение, но с вариациями, объективно диктуемыми временем, местом, условиями, а также индивидуальными особенностями Высоких Учителей. Истина не может быть «старой» или «новой», ибо Истина вечна, но определенная грань Истины, по ходу эволюции более необходимая, чем другая, в надлежащее время преимущественно высвечивается Учителями.
В конце Кали юги ограниченное земным горизонтом людское мышление как никогда прежде затемнилось. Поэтому для просветления человеческой психики Рерихи призвали к расширению сознания. Только расширенное сознание было способно овладеть логикой ментальной (пространственной – в отличие от плоской бинарной), вместить противоположения, кажущиеся исключающими друг друга, устремиться к Дальним мирам.
Только расширенное сознание получает возможность приблизиться к величайшему Понятию из доступных человеческому разуму – Понятию Тайны с большой буквы. Имеется в виду Тайна принципиально непознаваемая, не имеющая ничего общего с тайнами-секретами, к которым относится неоспоримая истина: «Все тайное станет явным».
Наука до недавнего времени кичилась доказательностью своих теорий «снизу доверху». Конфуз с геометрией Евклида, при замене одного постулата на противоположный потерявшей монополию на положение единственно правильной, не убедил ученых фанатиков абсолютизации науки, но поставил под сомнение достоверность ее аксиоматики.
В действительности, как следует из теоремы Геделя, каждая научная система не может быть внутри себя теоретически самообеспеченной, иначе говоря – всесторонне доказуемой. Ее исходные положения столь же априорны, как априорны в первоначалах все философские и теологические системы.
Так, почти неприметно (даже для ученых специалистов) выяснилось, что наука свои триумфальные арки строит если не «на песке», то на материале, небезупречно доказательном.
Всю историю человечество вращается, как белка в колесе, между Богом и Сатаною. Как вырваться из двуполюсной антиномии, если грамматически-лингвистически наша речь бинарна?!
Данное данетно не только в двухсмыслах, но и в неограниченносмыслии.
В Учении Живой Этики имеется указание на то, что ущербно-куцый людской словарный запас не может адекватно передать терминологию, употребляемую Махатмами. И это способствует тупому отрицательству консервативными учеными знаний эзотеризма. Понимание сути Символа совершенно недоступно им.
Природа вся насыщена заметно-незаметными тайнами, видимо-невидимыми узорами ткани Матери Мира, которая любит игру.
Тайны – с малой буквы – познаваемы. Но, должно быть, в Природе реализуется, подобно закону сохранения вещества (энергии), Закон сохранения Тайны. Объем непознанного не убывает, но это не топтание на одном месте, а прогрессивный процесс познания мира при сохранении неизменной дистанции между человеком и Богом.
Теологи и философы-идеалисты издавна трудились над доказательством существования Бога. Между тем самое убедительное доказательство Божественного Начала дал, не догадываясь о том, один из основоположников рационалистической науки Декарт, автор системы координат – инструмента познания физического мира. В основании системы отсчета заложена нулевая (несчетная!) точка: ПОЗНАВАЕМОЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТ НЕПОЗНАВАЕМОГО.
Нуль, как показала Блаватская в комментарии к «Книге Дзиан» («Тайная Доктрина», т. I), – математический прообраз Матери Мира в Ее первозданной невыразимости. Вместе с тем Она в символе Нуля – Начало всего сущего, т. е. проявленного мира.
Наиболее Священное, наиболее Торжественное, наиболее Сокровенное понятие Тайноведения – Матерь Мира – предстает в Непроявленном как Материя Матрикс, а в проявленном как Материя Люцида. Материя Матрикс – непознаваемая первоматерия, непроницаемая тьма, и Материя Люцида – Светоносная Материя, относительно познаваемая, – как бы два полюса в одном Образе и как бы две фазы одного Образа.
Противоположение полюсов в одном Образе не «противоборство противоположностей», ибо Материя и Дух не антагонисты. Принцип противоположений подразумевает не «борьбу» и не «примирение», а оптимальное согласование их.
Противоположение разных фаз одного Образа снимается вневременностью Надземного, ибо Вечность совмещает разные фазы. Как с вершины горы обозримы просторы пространства, так с вершины Надземного обозримы просторы времени. Следовательно, сколь угодно далекое – пространственно и временно – в мире земном является сколь угодно близким в мире Надземном.
В «Откровении» Иоанна Господь вещает о Себе: «Я ЕСМЬ АЛЬФА И ОМЕГА, НАЧАЛО И КОНЕЦ, ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ». Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – 24-я, последняя. Господь Бог, утверждая Себя в исходной точке и в точке финальной, свидетельствует о Его Всеобъемлемости. Вместе с тем принципиальное значение имеет совпадение первого и последнего. Оно – при моделировании на плоскости – возможно на замкнутой кривой, где любая точка, рассматриваемая как начальная, при движении по кривой является и завершающей оборот точкой.
Ключом к пониманию идеи Мирового Всеединства, выраженной в словах «все точки соприкасаются в Космосе» («Беспредельность», 791), является единство Альфы и Омеги. Как в круге сходятся первая и последняя точки, как на сфере глобуса сходятся все меридианы на полюсах, так в наглядно немоделируемом гиперпространстве все точки и линии принципиально совместимы.
Круг на плоскости, подобно шару в пространстве, рассматривался античным Тайноведением как совершенная геометрическая фигура не по соображениям отвлеченно-эстетическим. Космос суть и Гармония, и Красота.
Круг – двумерная проекция спирали (трехмерной) – эталона формообразования в Природе от строения ДНК до галактики.
Как демонстрирует схема «Человек на планете» («Письма Махатм»), по кругу происходит закономерное погружение духа в материю и подъем духа к исходной точке, являющейся точкой конечной, когда происходит слияние завершающей путь монады с Абсолютом.
Ошибочно представление о непреодолимой пропасти, разделяющей непосвященных от посвященных. Дистанция между ними действительно велика, но в области сознания. В подсознательной области непосвященные в чем-то невольно руководствуются правилами посвященных. Пример того – суточное деление времени на 24 часа – от Альфы до Омеги.
Циферблат часов имеет 12 знаков, но каждый из них, в зависимости от времени суток, двойного числового обозначения, а знак «12» – даже тройного («12», «24», «0»). 12 знаков совокупно с 12-ю незафиксированными охватывают 24 часа суток плюс «нулевой» час. Эта общепринятая систематизация показывает, как неисповедимым путем в рутинный людской быт неопознанной входит ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ.
Согласно «Откровению», Иоанн в отверстых Небесах узрел 24 Престола со святыми старцами вокруг Божественного Трона. Божество находилось в центре круга. Центральная точка круга в математике обозначается нулем. И в эзотерике Божество – Нуль! Но в том же «Откровении» Божество есмь Альфа (Единица) и Омега (двадцать четыре). Противоречия, однако, нет: Божество – всеобъемлющее понятие (N x 0 = 0).
В эзотерике с Божеством (Сыном Бога) связано число, которое – по сумме однознаковых цифр, как свидетельствует Блаватская, – имеет сокровенный смысл «24»: «888» – гностическая, каббалистическая величина имени Христа. Также и деление 24 часов суток дает три восьмерки» («Тайная Доктрина», т. II).
В мировую историю должна войти Дата дня Единения (воистину – Контакта века!) – 24-го марта 1920 года – Встречи Елены Ивановны Рерих с Верховным Махатмой. Март – третий месяц года, когда (8-го числа) отмечается Праздник Женского Начала, по сути – Матери Мира. Опять число «24» выступает через восьмерочное значение: 24, деленное на 3. Это третий день Знака Овна (Агнца – Сына Божьего), наступающего 21 марта, в 80-й день года (не високосного).
Подобно тому, как числовое значение Божества многосмысленно, Божество многообразно отражается в зеркалах Теологии, объяснение чему дает Тайноведение: проявленная Божественная Сущность в тех случаях, когда предстает перед людьми, принимает Образ по сознанию. Эзотерически наиболее близок к Истине Образ Матери Мира – Богини с Ликом, полуприкрытым покрывалом, а также с многогранником – додекаэдром, символизирующим Вселенную.
Двенадцатигранник – эмблема Матери Мира, согласующаяся с Ее 12-м знаком Зодиака – Рыбами. (Недаром происхождение Венеры из водной стихии!) «12» – периметр оснований квадратов классического треугольника Пифагора: 32+ 42= 52. «12» – главная числовая характеристика строения Града Божьего в «Откровении» Иоанна. Вместе с тем в «Живой Этике» указывается, что соединение двух додекаэдров (12 х 2 = 24) способствует ритму Огня – пульсу деятельности Вселенной.
Число «24» не случайно Дата Дня Единения.
В индийской духовной поэзии метр из 24-х слогов – метр Агни – почитается самым священным и порой рассматривается как эмблема Брамы.
Круговое единство Альфы и Омеги сумел передать в поэзии Николай Константинович Рерих.
Единообразие композиции всех стихотворений Рериха в циклах «Знаки», «Вестник», «Мальчику» (книга «Цветы Мории») таит герметический смысл: окончание каждого стихотворения, выделенное в отдельную строку, воспроизводит его заголовок. Эта особенность стихописьма Рериха, присущая ему одному, не формальный прием, а концентрированное выражение идеи стихотворения, усиленное единством Начала и Конца. Альфа есть Омега!
Философия Тайноведения Н.К.Рериха неразделима с философией Е.И.Рерих, но имеет свои неповторимые черты Мыслителя-Художника и Мыслителя-Поэта. Стержень этой философии вне традиции рассудочного мудрствования так же, как вне традиции средства выражения герметической духовной идеи: мольберт и краски, поэтическое слово[1].
Философия Рериха – синтез целеустремленной Мысли, художественного Образа и поэтической Метафоры, запечатленный в Живописи, обращенной к горним высям Земли и человеческого сознания; в Лирике, ненавязчиво, но настойчиво призывающей к подвигу служения Свету; в дидактической Прозе.
Если в публицистике Рерих выступает с открытым забралом, то в Живописи и в Поэзии он чутко соблюдает такую минимальную меру таинственности, при которой естественное может рассматриваться как не лишенное загадочности и как натуральное без загадок.
Философия Рериха в искусстве этой позицией совершенно соответствует сакральной стратегии невмешательства Высших Сил в жизнь землян. Герметическая информация, щедро поступающая Свыше на Землю, является необычной ИНФОРМАЦИЕЙ – НЕИНФОРМАЦИЕЙ, ничего не говорящей для одних и напоминающей ребусы, шарады и головоломки для других. Над нами не няньки, а благие экзаменаторы.
Некоторые сигналы типа подсказки или предупреждения, ставшие стереотипами, вошли в сознание людей как приметы, являющиеся таким образом не суеверием, а накопленной веками народной мудростью.
Философия Тайноведения Рерихов – синтез менталитета мира земного и Мира Надземного в этике; синтез материализма и идеализма в гносеологии; синтез реализма и символизма в искусстве.
Символистическое мировосприятие одухотворяло историю культуры на Земле: античный эпос, поэзию Средневековья, литературу романтиков Нового времени, искусство отечественного Серебряного века. Символичен безымянный народный фольклор, легенды, саги, сказки, былины. Будучи полувымыслами, они по сути достовернее иной фактографии.
Творчество Рерихов формировалось на волне подъема символизма в искусстве и глубоко символично. Но, в отличие от распространенной в начале ХХ века минорно-драматизированной символистической идеологии, символизм Рерихов, основанный не на смутных роковых предчувствиях, а на чувствознании и духоразумении посвященных высших степеней, был символизмом мажорно-героического звучания и содержания.
Философия Рерихов не только в общих чертах помогает понять события Настоящего, не только предупреждает об экстремальных испытаниях Грядущего, но дает конкретные практические советы каждому человеку, как ему надлежит мыслью, словом, делом ориентироваться в чрезвычайных условиях перехода от эры тьмы к эре Света. Таким образом, эта философия впервые в истории Тайноведения представляет синтез эзотерического и экзотерического, сокровенно-элитарного и общедоступного.
Противопоставление Явноведения и Тайноведения, как противоположностей, поверхностно. Неприятие Явноведением Тайноведения – от Майи. Тайноведение приемлет действительность и целесообразность плотного мира, отводя ему надлежащее место – нижнего этажа несчетно-этажного Мироздания.
ФУНДАМЕНТ МИРОЗДАНИЯ – МАТЕРИЯ МАТРИКС.
СТЕНЫ МИРОЗДАНИЯ – БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ.
СВОД МИРОЗДАНИЯ – МАТЕРИЯ ЛЮЦИДА.
Такую приблизительно космологическую модель можно вывести из Учения Рерихов о Матери Мира, Дальних Мирах и Беспредельности. Модель эта в равной мере опирается на перспективные достижения науки, вечные ценности религии и сокровенные законы Тайноведения.
Эволюция науки в наше время происходит в направлении конвергенции с религией и с Тайноведением. Симптомы этого процесса:
I. Происхождение всего сущего из НИЧЕГО (вакуума), согласующееся с герметической космогонией «Книги Дзиан» («Тайная Доктрина»).
II. Антропный принцип в космологии, подразумевающий необходимость исключительного сочетания Разумно-целесообразных условий для формирования человека.
III. В биологии – невозможность, согласно теории вероятностей, самопроизвольного происхождения жизни на планете.
IV. Мнимости геометрии, рассматриваемые как реалии внеземного мира. (П.Флоренский. Мнимость в геометрии. М., 1991 г.).
V. Астрофизическое доказательство конечности бесконечного, о чем догадывалась Е.П.Блаватская и о чем предуведомляет «Агни Йога». (А.Зельманов. О бесконечности материального мира. В сб. «Диалектика в науках о неживой природе». М., 1964 г.).
VI. Реабилитация Мудрости Древних, предвосхитившей кардинальные выводы современной астрономии, физики, химии, биологии, психологии, философии и других наук. (Г.Идлис. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985 г.).
Философия Тайноведения Рерихов утверждает приоритет сердца над мозгом, нравственной непреложности над знанием вне морали, духа над интеллектом, самоотверженности над самостью, служению Света над прислужничанием Мамоне. Учение Рерихов называется «Живой Этикой» потому, что оно указывает истинный Путь по жизни не только земной, но и Надземной.