Среди наиболее загадочных и легендарных великих людей античной эпохи выделяется фигура древнегреческого мыслителя-математика Пифагора. По преданию, он имел золотое бедро как мету происхождения от солнечного Бога – Аполлона (в символике металлов – золото эмблема Солнца); помнил предыдущие свои воплощения на Земле (подарок Гермеса); путешествовал по востоку, где получил от мудрецов Египта, Индии и Вавилона посвящение в таинства Мистерий; основал Союз пифагорейцев, девизом которого стало изречение Пифагора: «Числа правят миром».
Как основоположник современной теории чисел, Пифагор приобрел репутацию преимущественно математика, а не философа. Между тем он является таким же Учителем Света, как Будда, Лао-Дзе, Конфуций, Платон, Иисус Христос, однако с тем различием, что учения их имели доступный экзотерический план, а идеи Пифагора принадлежали всецело эзотеризму.
О Пифагоре и значении чисел в герметической концепции Мироздания свидетельствуют ведущие авторитеты и знатоки Сокровенной Мудрости Древних – Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих:
«Период, начинающийся с Будды и Пифагора на одном конце и оканчивающийся Нео-Платониками и Гностиками на другом, является единственным фокусом, оставленным в истории, где соединяются в последний раз яркие лучи света, льющиеся от основ прошлых времен и незатемненные рукою ханжества и фанатизма» («Тайная Доктрина»).
«Пифагорейцы утверждали, что учение о Числах, главнейшее в Эзотеризме, было открыто человеку Небесными Божествами» («Тайная Доктрина»).
«Три мужских бога составляют Триаду, или Тримурти, и вместе с добавленной Милиттой-Арба, или Четыре (Тетраксис Пифагора), которое совершенствует и потенциализирует все»[1] («Разоблаченная Изида»).
«Священное число Пифагора есть равновесие красоты» («Мир Огненный», II, 133).
«Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно» («Иерархия», 162).
«Я не знаю ни одного человека, который бы оказал такое влияние на человеческое мышление, как Пифагор» (Бертран Рассел).
«Школа пифагорейцев была связана с орфическим культом, которому покровительствовал Дионис. Именно в пифагорейской школе установлена взаимосвязь между религией и математикой, которая, начиная с того далекого времени, оказывала сильнейшее влияние на человеческое мышление. По-видимому, пифагорейцы впервые осознали творческую силу математики» (В.Гейгенберг. «Физика и философия». М., 1989, с. 33).
Физик (Зоммерфельд) «верит в числовые соотношения, чуть ли не в числовую мистику своего рода, как некогда пифагорейцы с их гармониями колеблющихся струн. Мы называем эту сторону его науки "атомистикой", но пока никто не может предложить ничего лучшего (там же, с. 159).
«Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеров постоянного учения» («Мир Огненный», I, 529).
«Когда Солнце переходит границу знаков, то первые три градуса нового знака еще не совсем свободны от влияния пройденного знака, и только четвертый градус, уже во всей чистоте, являет энергию нового цикла» (Н.Уранов. «День единения»).