На давней выставке Дрезденской галереи в Москве две картины привлекали всеобщее внимание посетителей: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и «Спящая Венера» Джорджоне.
Возле той и другой постоянно толпились зрители.
Одна - олицетворение Красоты Духовной; другая - красоты телесной. И хотя далеко не все отдавали себе отчет, в чем превосходство Духовной Красоты, у Мадонны всегда было больше народа.
Александр Пушкин посвятил своей невесте, Наталье Гончаровой, стихотворение «Мадонна». Одно «н» в этом слове не было опиской гениального поэта, ибо в письме к любимой он вновь пишет «Мадонна» с одним «н»: «Часами простаиваю перед белокурой Мадоной, похожей на вас как две капли воды»...(Картина «Мадонна» - итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге.)
В транскрипции Пушкина – «Мадонна» - из 6-и букв.
Стихотворение было написано в год 1830-й - кратный шести.
Пушкин, так обращаясь к Гончаровой, сравнивал ее не с Сикстинской Мадонной (не белокурой) и даже не с какой-либо иной Мадонной кисти Рафаэля, но уподоблял Наталью Мадонне, похожей на Рафаэлевскую, поскольку картина приписывалась Рафаэлю.
Случайно ли именно ему?
Мадонны Рафаэля имели прочную репутацию образцовых, наилучших Мадонн. Кротость, невинность, материнская любовь, целомудрие, чистота - их отличительные признаки.
Сикстинская Мадонна, сохраняя эти характерные достоинства, превосходит всех прочих Мадонн художника (помимо величественных размеров картины и необычной масштабности образа Святой Девы), одухотворенной печалью Провидицы, предчувствовавший грядущий жертвенный подвиг Сына... Может быть, Она не самая красивая из Святых Дев мировой живописи, но наиболее духовно-прекрасная.
«Сикстинская» - переводится, как «шестерочная».
«Шесть» - в теории чисел - первое совершенное число.
«Дева» - 6-й Знак Зодиака - делит двенадцатизначный Зодиак на две половины. Гармоничный Знак!
Мать Девы Марии - Святая Анна. Ан - по-шумерски – «небо».
Такова связь Мадонны с Небесной Девой.
Июнь 1981 года.
В газете «Правда» заметка: «Древнейшие монеты».
В заметке говорится, что в индийском штате Мадхья-Прадеш найдены монеты, отчеканенные более двух тысяч лет назад во время правления царей династии Маурья...
На монетах изображены солнце и традиционная индийская чакра - колесо на шести спицах.
Это эмблема государства Маурья.
Почему в колесе шесть спиц - не меньше - не больше?
Вокруг окружности можно начертить максимум 6 равновеликих окружностей, соприкасающихся с первой - каждая отдельно в одной точке. (На чертеже эти точки обозначены «1», «2», «3», «4», «5», «6»). Если со всех точек соприкосновения провести радиусы к центру исходной окружности («0»), то получится «колесо» с 6-ю «спицами».
Соединив точки соприкосновения отрезками-хордами, получим гексагон - правильный шестиугольник. Геометрический символ гексагона, согласно энциклопедическому словарю «Мифы народов мира»:изобилие, красота, гармония, брак, любовь, милость, удовольствие, мир, взаимность, симметрия(таков же и символ числа 6), образ человека, пифагорейский образ жизни и благой судьбы.
Один из характернейших элементов готического стиля архитектуры соборов - круглое, декорированное симметричным орнаментом большое окно, называемой «розой». Принцип симметричного орнамента «розы» восходит к геометрической фигуре из 6-ти окружностей, опирающихся на центральную окружность. Такова, например, «роза», включающая 6 внешних лепестков собора Св. Уана в Руане.
Имеются и другие разнолепестковые варианты «роз», но геометрический принцип их построения в шестилепестковой «розе».
Пчелиные сооружения - соты, - как известно, состоят из правильных шестигранных ячеек.
Шестигранность, по данным науки, наиболее компактная и эффективная форма многогранника в конструировании сооружений из множества однотипных элементов.
Как указывалось, «симметрия» - один из символов числа 6. Главный символический смысл шести, однако, не «симметрия», а совершенство.
Читатель, не искушенный в градациях пифагорейской символики, узнав, что совершенным числом называется число, сумма делителей которого равна числу, и первыми примерами совершенных чисел являются «6» и «28»[1], может воспринять это без особого почтения к исключительности совершенного числа. Но когда ему станет известно, что на первые 10000 чисел приходится всего 4 совершенных числа (еще – «496» и «8128»), он, вероятно, изменит свое мнение.
Все совершенные числа входят в разряд треугольных чисел, графически изображаемых: 1) ; 2) ; 3) (и т.д.).
Как отсюда видно, первое совершенно число «6» является третьим треугольным числом по счету (точечный треугольник с основанием «3»), следовательно, второе совершенно число «28» является седьмым треугольным числом (точечный треугольник с основанием «7»).
«Три» и «Семь» - священные числа как в теологии, так и в мифологии.
Не потому ли, что они - основания совершенных чисел?
Кольцо из 6-и окружностей вокруг круга можно рассматривать как единую цепь из 6-и элементов. Но также можно рассматривать как максимально плотное сочетание группы окружностей совместно с центральным кругом, т.е. как единство из 7-и элементов.
Шесть возникает из Одного и складывается в Семь.
Семерочная комбинация окружностей выявляет себя как естественная геометрическая константа и демонстрирует уникальность значения числа Семь.
Триада первого треугольного числа (формально второго по счету), как мы показали в точечной графике треугольных чисел, будучи заключена в кольцо, представляет Орифламму - Знамя Света: Экзотерическое числовое значение Орифламмы - Три; эзотерическое - вместе с кольцом окружности - Четыре.
Конфигурация окружностей на плоскости из Семи элементов по схеме совпадает с аналогичной конфигурацией шаров в пространстве трех измерений, что позволяет осуществить переход от треугольных чисел к числам пирамидальным.
Минимальную по числу элементов пирамиду образуют четыре шара, расположенные в два «этажа» или ступени. Первая ступень состоит из трех шаров, составляющих основание наименьшей пирамиды; вторая ступень - из одного шара - вершины пирамиды.
Пирамидальные числа: 4 (двуступенчатая пирамида); 10 (трехступенчатая) и т.д.
Пирамида с основанием из 6-и шаров - трехступенчатая. «Три» - первое священное число. Другое священное число ступеней - 7 - являет классическую форму пирамиды при основании из 28-и шаров. Здесь уместно напомнить сведущим в теории чисел, а заодно подсказать тем, кто теорией чисел не занимался, что Шестерка - исключительно оригинальна еще в одном отношении: «6» имеет особенность, выделяющую это число от других совершенных чисел. Все они имеют так называемый цифровой корень равный «Единице»[2]. Совершенное число «6» - единственное, цифровой корень которого не Единица.
Какое отношение имеет совершенно число «6» к карточной игре в «Двадцать одно»?
Не прямое. Однако... Набравший двадцать одно очко выиграл. Это оптимальная сумма, к которой, естественно, стремится каждый игрок. Но число «21» - треугольное, представляющее сумму первых 6-и чисел! Иначе говоря - основание треугольного числа «21» равно 6-и, что записывается в математике так:
Какое отношение имеет совершенное число «6» к рулетке? Косвенное. Однако... Циферблат рулетки насчитывает 36 нумеров, не говоря о безнумерном «зеро». А «36» - квадрат 6-и: 62= 36.
За круглым столом 6 знатоков, играющих в загадки-разгадки с телезрителями. Если посмотреть сверху вниз на эти фигуры за столом, в центре которого круг рулетки, не напомнит ли нам сия картина структуру 6-и кругов вокруг одного круга, рассмотренную нами выше?
Знатокам была предъявлена репродукция «Сикстинской Мадонны» Рафаэля и предложен вопрос: «Как в Картине зашифровано название Картины?»
Ответ знатоков: сикст - шесть; на Картине изображен внимающий на Мадонну с Младенцем папа Сикст Шестой; Картина была заказана Сикстинским монастырем; на Картине 6 персонажей[3]...
Знатоки не заметили еще одной шестерочности, не смысловой, а наглядно (по мнению телезрителя, задавшего вопрос - решающей для правильного ответа) - правая рука Сикст, приподнятая в жесте изумления и восхищения Явлением Богоматери и младенца, шестипалая.
Это случилось утром предпоследней Пасхи, когда я, следуя разработанному мною медитативно-молитвенному ритуалу, взял в руки большую репродукцию Сикстинской Мадонны в картонной раме и поднес к окну, чтобы солнечный луч озарил Высокое Изображение.
Под ярким светом Священные Лики ожили. Но что произошло с Ними?
Выражение Их лиц внезапно и одинаково исказило предельное отчаяние!..
Я был ошеломлен и поражен. Несколько секунд смотрел: не померещилось ли мне? Не примут ли Их лица прежний вид?
Нет. На лицах застыло крайне страдание...
Я поспешил отнести Картину на обычное место, в полной растерянности от увиденного. (Без ослепительной подсветки черты Их Лиц стали обычно спокойными, хоть и слегка, тоже обычно, задумчиво-грустными...)
«Изменение красок, тонов и оттенков на Изображении Матери Мира не следует относить на счет внешнего источника света, но надо понимать явление глубже. Не кажущееся это явление, но действительное. Духовная связь с Великой индивидуальностью по пространственному проводу передает вибрацию Лучей... Краски становятся светящимися и живыми. Замеченное явление надо сердцем принять неотрицающим как знак высших возможностей». («Грани Агни Йоги», 1971, XII, 724 (М.А.Й.))
«Когда сознание отвращается от Высшего Мира и Иерархии Света и нарушает гармоническую связь с макрокосмом, разновесие это действует на природу, на все, что окружает человека, на подземный огонь, на стихии, и человечество в целом становится разрушителем планетных устоев и здоровья Земли...
Словно безумие овладело миром: омертвляются реки, озера, водоемы. Уничтожаются безответственно животный и растительный миры. Отравляются почва и атмосфера, и чудовищная жестокость и воображаемая безнаказанность руководят действиями безумцев». («Грани Агни Йоги», 1972, XIII, 464).
Изида - ипостась Матери Мира в эпоху язычества;
Мадонна - ипостась Матери Мира в эпоху христианства.
Гностики называли Матерь Мира Софией Премудрой.
Из великих художников, писавших Мадонну, только Рафаэль сумел передать Сокровенно-Духовно-Числовой смысл Образа Святой Девы.
А разве Венера - не вера? Римская Богиня Любви - еще одна ипостась Матери Мира.