Долгая дорога Долгина
Ю.И.Долгин (3.04.1918–25.05.2002) – талантливый поэт, пифагореец, исследователь в области духовной культуры, последователь философии Живой Этики.
Внутренне богатые люди, искавшие свою реализацию в творчестве, или уходят из этой жизни очень рано (примеров тому множество) или одарены плюс к таланту долгой творческой жизненной дорогой. Такой судьбой был благословлен Ю.И.Долгин.
Родился он через несколько месяцев после Революционного Октября – 3 апреля 1918 года и закончил эту жизнь уже в новом столетии 25 мая 2002 г.
Его первым наставником, воспитателем, учителем была его мама, человек образованный, широких взглядов, натура утонченная, сумевшая привить обожаемому сыну любовь к поэзии, героическому эпосу, классической литературе. (См. воспоминания «Учитель мечты».) Отец его также получил хорошее образование и служил ответственным работником в одном из министерств.
О школьных годах Долгин вспоминал:
«Школьником я присутствовал на уроках, но по существу отсутствовал, в большинстве случаев пропуская мимо ушей то, чем начиняли наши послушные и непокорные головы…
Зато я не читал, а "проглатывал" книги, уделяя им не только дневное, но подчас и ночное время. Бывало, приходилось читать несколько (пять или шесть!) книг параллельно. И успевал! Друг мой, конечно, был тоже книжником. Перефразируя поговорку, я бы сказал: "Не имей сто рублей, не имей сто друзей, а имей тысячу книг!" Мое счастье заключалось в Книге».
Способности к гуманитарным дисциплинам привели его на литфак Государственного педагогического института, где он познакомился и подружился с поэтом Николаем Глазковым.
В 1939 г. они явились инициаторами создания поэтической новаторской группы в основном из числа студентов своего института. Это новое литературное направление они назвали неологизмом, придуманным Долгиным – «небывализм». (Подробно об этом этапе жизни Долгина см. «Манифест века», глава «Небывалисты» из автобиографической поэмы «Школа жизни», а также в предисловии к разделу «Поэзия».) Как писал сам Юлиан Иосифович, «небывализм был этапом, закономерно пройденным». Но этот этап оставил глубокий след и в жизни, и в творчестве Долгина.
Новаторство в поэзии не было для него только увлечением молодости, Долгин всю жизнь шел «нехоженными путями», которые, однако, имели глубокие духовные корни. Уже в 20 лет интуитивно проявились в его стихах тогда еще неосознанные пифагорейские мотивы. (См. раздел «Пифагория».)
Ю.И.Долгин участник Великой Отечественной войны. Однажды в перерыве между боями (шел 1943 год) он нашел на снегу маленькую бумажную иконку Богоматери, взял себе, хранил на груди и всегда считал, что именно Она сохранила ему жизнь. Однажды, когда во время боя погиб командир, он принял командование на себя и повел бойцов в атаку, был тяжело ранен, долго лежал в госпитале, лечился. Раны сказывались потом всю жизнь.
После войны он работал в сфере культуры и образования. Он был знаком с писателем Ю.Тыняновым, поэтом А.Крученых, Л.Брик и другими деятелями культуры; астрофизиком А.Зельмановым, ученым Г.Идлисом. Встречался и вел переписку с писателем А.П.Хейдоком, переписывался с философом-космистом Н.А.Урановым. Сохранилась его обширная переписка с поэтом Н.Глазковым.
Литературное творчество Долгина никогда не прекращалось. Он оставил богатое литературное наследие: поэмы, стихи, статьи, посвященные членам семьи Рерихов, темам теософии и Живой Этики, пифагорейству, а также пьесы, эссе, афоризмы, множество рассказов и миниатюр, развивал тему рыцарства в прозе и стихах. Он писал о славной рыцарской традиции, о короле Артуре и поисках Грааля, о рыцарских орденах. Хотя он понимал, что реальные рыцари не всегда и не все соответствовали романтически-идеализированному образу, все же он воспевал их легендарные подвиги, отвагу, честность и достоинство, их верность присяге и даме сердца.
Большой объем в творчестве Долгина посвящен Пифагору, пифагорейству и числовым исследованиям. Реставрация учения Пифагора, великого мыслителя древности, – дело его жизни. Буквально по крупицам собирая сведения о Пифагоре и его учении, он постигал сокрытые временем тайны. На этом пути им было восстановлено немало пифагорейских положений, а также сделаны собственные открытия. Поэт-исследователь, возможно, единственный в нашей стране, работал в воссозданной им пифагорейской традиции, основанной на теории качественности чисел как фундаменте мироздания.
Пифагорейство, а в дальнейшем (в 70-е годы ХХ века) знакомство с Живой Этикой привели его к изучению фундаментальных законов мироздания. Долгин оставил несколько оригинальных моделей Вселенной.
Нашла отражение в творчестве Долгина и тема Вечной Женственности, к которой относятся произведения, посвященные различным женским божествам и женским святым Древнего Египта и Древней Греции, Индии и Тибета, стран христианского мира, а также вполне обычным женщинам.
Поражает своеобразие поэтического дара Долгина, его глубокое знание мировой культуры. Он соединял абсолютный слух к звучанию слова с ви'дением его внутреннего смысла. Богатство и неожиданность рифм, изящность отделки прозаических работ сочетались с глубиной содержания, что давало возможность использовать и мифологию разных народов, и математику, и литературные сюжеты и касаться современных нравов.
Тема «поэт и поэзия» интересовала его на протяжении всей творческой жизни. Долгин прежде всего позиционировал себя как поэт. К нему со всей справедливостью можно отнести, перефразируя, «ни дня без строчки» – «ни дня без стихотворения», или миниатюры, или афоризма.
Своевременно, заинтересованно откликался Долгин на многие современныесобытия – общественные, политические, культурные, бытовые. Откровенно, живо выражал свое мнение, свое понимание, свое отношение к тому, что происходило в стране и мире. Он обладал способностью проводить исторические и литературные параллели в стихах на злобу дня, впрочем, как и в других произведениях.
К сожалению, Ю.И.Долгин до сих пор очень мало известен читателю. Из-за своих новаторских взглядов он почти не печатался в советское время, и лишь с конца 80-х его произведения стали появляться в различных журналах, а в 1997 г. вышла единственная изданная при его жизни книга – сборник эссе и мистериальных этюдов «Пифагория». Между тем, многочисленные рукописи ждут своего часа.
Чтобы подробно описать многогранное творчество Долгина, необходимо обширное литературоведческое исследование. Теперь, когда его наследие передано в Центр-Музей им. Рериха, хочется надеяться, что оно найдет своих издателей и профессиональных исследователей.
Несомненно, что Ю.И.Долгин является не просто ярким явлением в литературе XX века. Он воплотил в себя редчайшее в наши дни качество – дар синтеза. Его способность погружаться в культурные пласты целых эпох и извлекать оттуда порой глубоко сокрытые сокровища мудрости делает его особенно заметным на фоне своих современников. Опираясь на идеи многих поколений мыслителей, он создавал самобытные новаторские произведения, которые особенно актуальные сегодня, в дни острой нехватки ценностей высокой духовной культуры. Широта его взглядов, тонкое поэтическое чутьё и острый ум дают ему право рассчитывать на интерес самой широкой читательской аудитории.
Другие статьи по теме:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем.